Заказ и приобретение работ:

Для заказа и приобретения работ и печатной продукции Вам необходимо воспользоваться формой обратной связи или связаться с администратором Мастерской Андрея Будаева:

+7 903 797-16-93 – Михаил
+7 916 281-11-00 – Михаил (доставка по Москве)

Вступайте в наши группы ВКонтакте, Facebook, Одноклассники

Связь с нами:

Сообщение отправляется Сообщение отправлено
Купить календари Андрея Будаева

по вопросам приобретения и доставки по Москве обращайтесь по тел.:
+7 (903) 731-34-43 Елена, +7 (916) 281-11-00 Михаил

Грешно смеяться?

Источник: Еженедельный журнал "Профиль" | Автор: Мария Агаянц | Дата публикации: 05 Окт, 2005

В «Новом Манеже», расположенном на задворках Государственной думы, прошла выставка Андрея Будаева «Постсоветская демократия — 15 лет пародий». Она лишний раз подтвердила: сегодня, когда в России у политсатиры не осталось заказчиков, там ей самое место — в музее.

«А я здесь себе нравлюсь. Посмотрите, все остальные погрязли в мерзостях и излишествах, поэтому и представлены в виде летающих монстров. А меня кто окружает? Все уважаемые люди», — говорит лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, рассматривая коллаж, где он изображен рядом с Владимиром Лениным и Геннадием Зюгановым.

За неделю работы выставки Андрея Будаева ее посетил лишь один госчиновник: вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский пришел на открытие. И не пожалел: «Каждый, кто себя здесь обнаружит, должен радоваться. Даже Зурабов, хоть он и изображен в крови. Ведь все это правда. Это на нем кровь тех бедных, которых он довел до ручки. Я вот хочу купить за свои деньги несколько картин и повесить в Думе на десятом этаже — в назидание».

Остальные герои работ Будаева если и заинтересовались выставкой, то в лучшем случае послали секретарш купить каталог.

Андрей Будаев пытается возродить сатирический политический плакат, используя современный метод — компьютерный коллаж. В известные произведения мировой живописи, знаменитые плакаты или фотографии он помещает наших современников.

Страдает распятый на кресте Михаил Ходорковский. Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко делает make-up опальному олигарху Борису Березовскому. На официальной трибуне Мавзолея Борис Ельцин делает «рожки» Михаилу Горбачеву. Кстати, Будаева нисколько не смущает, что его работы быстро теряют актуальность. Например, дуэлянты, изображенные на коллаже 1999 года, — Григорий Явлинский и Анатолий Чубайс — сегодня выступают единым фронтом. «Мне интересно то, что происходит здесь и сейчас, — поясняет Будаев. — Хочу, чтобы не политики занимались собственным мифотворчеством, а я. Уверен, все больше художников перестанут рисовать красивые березки и начнут яснее проявлять свою гражданскую позицию».

Впрочем, не все считают Будаева художником. «Этот художественный жанр создания нехитрых творений быстрого реагирования на происходящие события широко развит в Интернете, — считает галерист Марат Гельман. — Достаточно научиться использовать программу Photoshop. Идеи Будаева не новы, в этом можно убедиться, посетив сайт udaff.соm. Но при этом, если сравнивать работы Будаева с соц-артом 1970-х — скажем, с творчеством Виталия Комара и Александра Меламида, — то разница очевидна: у Будаева политика использует искусство, а у Комара—Меламида искусство использует политику. Будаев, конечно, талантливо реагирует на политическую ситуацию, но ему свои работы вряд ли удастся продать за большие деньги».

С Гельманом согласен куратор проектов современного искусства Иосиф Бакштейн: «Для искусства политический момент важен в качестве контекста, а не как задача и самоцель. Например, когда один из самых известных художников советского «подпольного» авангарда, Эрик Булатов, написал портрет Леонида Брежнева в свободной, почти серовской манере, это произвело фурор. В случае Булатова политика являлась контекстом: авангардист написал генсека, нарушая все каноны монументального изображения членов политбюро. Кстати, после смерти Брежнева его семья очень хотела купить эту работу».

На самом деле жанр, в котором работает Будаев, — не что иное, как почти исчезнувший в России политический сатирический плакат. На такую выставку за границей непременно пришли бы сами объекты политической сатиры, а потом бы еще раскупили работы за приличные деньги.

Почему не пришли у нас — можно только гадать. Заместитель генерального директора ООО «Агитплакат» Сергей Лошаков считает, что по силе воздействия на сознание русского человека плакат не уступает телевидению, но в силу ряда причин про него забыли: «Лет десять с лишним назад, вскоре после перестройки, от плаката отказались, поскольку он прочно ассоциировался с эпохой коммунизма. Примерно в то же время наши идеологи взяли под кальку американскую систему политтехнологий и пиара, в которой ставка делается на ТВ. Но у нас другая страна — телевизор можно выключить, а от плаката никуда не деться. Он все равно на психику капает».

Кстати, и качественного социального плаката, заказчиком которого во всем мире является общество и государство, в России нет. У нас, например, на плакатах, направленных против наркомании, могут изобразить перечеркнутый шприц, в то время как давно известно, что использовать негативные образы в социальной рекламе нельзя. Кроме того, в России нет таких носителей для некоммерческих плакатов, как, например, во Франции. В этой стране есть небольшие рекламные тумбы, с одной стороны которых — реклама, а с другой — социальные или политические плакаты.

Впрочем, главная причина исчезновения плаката в России не в деньгах, а в том, что хороший политический плакат, как правило, сатирический. Тот же Будаев не зря называет своими учителями мастеров острой сатирической карикатуры и плаката Бориса Ефимова (знаменитого своими работами во время Второй мировой войны) и Эдуарда Дробицкого.

«Сатиры стало меньше, потому что у нас не совсем понятный, но все-таки полицейский режим. Президент крайне злопамятный человек, и люди его элементарно боятся, — считает Эдуард Лимонов. — Очевидно, что России недостает не только политических плакатов, но и сатирического журнала с карикатурами. Появись такой — и наш народ воспринял бы это с благодарностью. На рынке такой журнал пользовался бы спросом. Я сам подумывал об этом, но понимаю, что средства нужны неподъемные, да и государство тут же начнет мешать».

Борьба с кулаками

В дореволюционной России жанр политического плаката впервые заявил о себе в годы Первой мировой войны. Сатира в плакат пришла после революции 1917 года — знаменитые «Окна РОСТА». Оригинальная форма «скорострельного плаката» на злобу дня с доходчивым рисунком и текстом. Некоторые плакатные образы стали каноническими: например, Ильич с метлой на плакате Виктора Дени «Тов. Ленин очищает землю от нечисти» 1920 года. Штык, метла, молоток и кулак с тех пор стали неотъемлемыми образами политического сатирического плаката. В 20-е годы советская власть поставила перед художниками задачу — средствами плаката уничтожать и разрушать старый строй и воспитывать «нового человека»: «Советская репка» (Д. Моор, 1920), «Есть ли бог и откуда произошла земля?» (М. Черемных, 1925), «Гнус» (В. Дени, 1931). Плакат обличал алкоголиков, тунеядцев, рвачей, антиобщественных элементов. В 30-е годы наследниками «Окон РОСТА» становятся «Окна Изогиза», в 1941—1946-м — «Окна ТАСС», в 50-е — «Агитплакаты» Союза художников СССР. В перестройку плакатисты сначала разоблачали сталинизм, потом, почувствовав свою невостребованность государством, ушли в рекламу.

Новые статьи:

Поделиться ссылкой: