Заказ и приобретение работ:

Для заказа и приобретения работ и печатной продукции Вам необходимо воспользоваться формой обратной связи или связаться с администратором Мастерской Андрея Будаева:

+7 903 797-16-93 – Михаил
+7 916 281-11-00 – Михаил (доставка по Москве)

Вступайте в наши группы ВКонтакте, Facebook, Одноклассники

Связь с нами:

Сообщение отправляется Сообщение отправлено
Купить календари Андрея Будаева

по вопросам приобретения и доставки по Москве обращайтесь по тел.:
+7 (903) 731-34-43 Елена, +7 (916) 281-11-00 Михаил

Натура, уходящая навсегда вместе со зрителями

Источник: "Новая Газета" | Автор: Александр Минкин | Дата публикации: 03 Ноя, 2003

Если наших чиновников и политиков засунуть в библейский сюжет — что с ними будет? С ними, будто бы повелителями народов и судеб.

— Мните себя богами? Что ж, раздевайтесь и полезайте.

Художник Андрей Будаев берет их, алчущих славы, и помещает в классический миф. Казалось бы, их желание исполнилось. Вот — они вписаны в ряд богов и героев. Увы, первым делом происходит обнажение. Обнаруживается их истинный размер. И все же они должны быть благодарны. Даже за эпиграмму, даже за издевку. Ибо лишь художники спасают их от быстрого и полного забвения.

* * *

Вы посмотрели на картинку Андрея Будаева и начали улыбаться, смеяться, хмыкать, пальцем тыкать — опознавая в классических фигурах знакомые лица.

Если хмыкаете и хихикаете в компании, то кто-то обязательно важно скажет: «Человечество смеясь расстается со своим прошлым».

Кто и по какому поводу первым сказал эту эффектную фразу? Хеопс? Нерон? Маркс? Ленин? Гитлер? И почему, вспоминая, мы перебираем список убийц?

Человечество смеясь…

А правда ли это? Что это за человечество, которое хором смеется? — и грудные, и глубокие старики, и сытые шведы, и голодные эфиопы…

И что — всё прошлое хороним смеясь? То есть не жалеем ни о чем?

Расстались с чистой едой, с чистой водой, с чистым воздухом, с надеждами, с моралью, с верой в идеалы — и всё смеясь?

Человечество непрерывно расстается с прошлым. Каждый день, каждый миг уходит, уходит — и не видать, чтобы кругом смеялись по этому поводу.

На нашей памяти большая часть человечества простилась с немецким фашизмом, с Советским Союзом, со сбережениями, с Высоцким, с грошовой квартплатой — и ни разу нас не оглушил смех человечества.

Разглядывайте картинки Андрея Будаева вместе с ребенком, племянником, внуком — с кем-нибудь совсем-совсем молодым. Разглядывайте и приговаривайте:

— Это — наша Родина, сынок. Это наше прошлое, сынок. Это наше настоящее. А также — будущее.

Да, Гайдар на свиной жопе — очень смешно. И голая Новодворская верхом на Боровом — очень смешно. Но ни с кем из них мы не расстались. А вверху справа Грачев возле лозунга «Дойдем до Грозного». Если до Грозного-города — то все еще воюем, а если до Грозного-царя — то, кажись, приплыли. Что ж тут смешного?

Посмотрите, как говорят экскурсоводы, выше. Там, на антресолях, человек, похожий на журналиста, в монашеском клобуке с седою бородой. Он явно наблюдает происходящее безобразие и записывает…

Что это за персонаж? Смеющийся Пимен? Да разве ж Пимен смеялся?

Минувшее проходит предо мною…

Казни, войны… Чему тут смеяться?

У этого пимена, который на картинке, лицо неглупое, но смеется он по глупости. На что потратил он лучшие годы и творческие силы? На описание воровства, подлостей и глупостей наших правителей. Да, пару раз он отважился сказать в лицо Вождю:

Разве это великан?

Ха-ха-ха!

Это ж просто таракан!

Ха-ха-ха!

Но не будем забывать, что это всего лишь цитата, что у журналиста даже не было приоритета, ибо первым это сказал воробей (см. К. Чуковский «Тараканище»).

Повторить подвиг воробья — м-да, повода для гордости мы тут не видим.

Можно долго препираться: смеясь или не смеясь расстаемся?..

* * *

Неизмеримо более высокий и роковой вопрос: а расстается ли человечество со своим прошлым? Смеясь ли, плача ли — неважно.

Нет. Мы не расстаемся с ним. Ни с Хеопсом, ни с Александром, ни с Нероном, Атиллой, Наполеоном, Гитлером, Сталиным…

Мы либо тащим прошлое с собою, либо — уходим вместе с ним.

Если тащим прошлое с собою — в бездонной памяти, в гигантских библиотеках — оно перегружает нас, сгибает к земле, к яме.

А если уходим с ним, отплываем, исчезаем в дымке, — то кто же это наблюдает? Кто смотрит нам вслед?

При всем безобразии фигур и лиц, композиция картины Андрея Будаева повторяет «Явление Христа народу» Александра Иванова. Но на той знаменитой картине Он приходит. А тут — некая фигура в правом верхнем углу (единственная, чьего лица мы не видим) уходит.

Если это Он — то Его можно понять.

P.S. В годовщину Великой Октябрьской революции в редакции «Новой газеты» откроется выставка работ Андрея Будаева.

Новые статьи:

Поделиться ссылкой: